Второй манифест сюрреалистов

В 1929 году во «Втором манифесте сюрреализма» А. Бретон писал о том, что самый простой и естественный сюрреалистический акт в том, что надо взять пистолет, выйти на улицу и стрелять в толпу. Роль сюрреализма заключается в том, что надо разделить всех людей на две категории – те, кто стреляет, и те, кто подставляет себя под пули. В этом и есть наивысшее выражение «исторического материализма». А позже Сальвадор Дали откровенно начал славить фашизм, Франко и Гитлера. Именно в связи с этим его отлучили от сюрреализма в 1939 году, кстати, этому посодействовал сам Бретон.
Российские авангардисты, которые разделились на кубофутуристов, сюрреалистов и абсурдистов, вовсе не разделяли подобные взгляды и выражали свои идеи с юмором, подлинным весельем и самоиронией. Сюрреализм оказывает идеологическое влияние на художников авангарда, модернизма и постмодернизма, тем не менее, в художественном отношении его достижения вовсе незначительны. Довольно показательно то, что отдельные сюрреалистические приемы в последующие годы использовали в коммерческих видах искусства, например, в театре, кинематографе, стайлинге, моделировании одежды и даже в ювелирных изделиях. А вот в живописи, скульптуре и архитектуре сюрреализм совершенно не имел развития. Именно поэтому выставка произведений Р. Магритта, которая прошла в Санкт-Петербурге в Эрмитаже в 1998 году, совершенно прошла не замеченной.

Добавьте постоянную ссылку в закладки. Вы можете следить за комментариями через RSS-ленту этой статьи.
Комментарии закрыты, но вы можете оставить трекбек: Адрес для трекбека.