Сюрреализм и «коллективное бессознательное» К. Г. Юнга

Одно из самых основных понятий сюрреалистической поэзии означает «rêve», что в переводе с французского «мечта», «греза», а в живописи – «trompel’œil», что в переводе с французского «обман зрения». Последнее подразумевается как предельно иллюзорное изображение невозможных конструкций. Сам А. Бретон выдвинул принцип автоматического письма, которое фиксирует подспудные ассоциации. Именно согласно этому принципу, рука пишет и рисует как бы сама собой, совершенно без участия разума. Тем не менее, в отличие от сакрального творчества в сюрреализме совершенно нет возвышенной духовности, так как мир духов и Ангелов отсутствует, так как источник творчества находится не вне, а именно внутри человека. При этом, если сакральное искусство сохраняет дистанцию между художником и творящим Духом, тогда в сюрреализме сознательное «ego», то есть, «я» человека, соединяется с его индивидуальным бессознательным. Кстати, в эстетике К. Г. Юнга, которая соотносится мо с классическим искусством, основополагающей категорией является именно «коллективное бессознательное». В возникновении сюрреализма видят также реакцию на чрезмерную рассудочность, а также рационализм позднего синтетического кубизма, орфизма, пуризма, непосредственно с идеологической точки зрения – то есть, отражение растерянности, пессимизма так называемого «потерянного поколения» в период между двумя мировыми войнами.

Добавьте постоянную ссылку в закладки. Вы можете следить за комментариями через RSS-ленту этой статьи.
Комментарии закрыты, но вы можете оставить трекбек: Адрес для трекбека.