На протяжении всего периода существования человечества людям всегда был интересен мир, который выходит за рамки реальности. Люди постоянно его искали, хотели понять и увидеть. Сюрреализм в искусстве стал главной волной попыток людей выразить и познать мир вне реальности. Художники не рисовали что-то определенное, они старались выразить эмоции и чувства, которые испытывали в определенный момент. Мир вне логики и разума стал главным вдохновением для творчества того времени.
Проблема и цель исследования
Актуальность проблемы изучения сюрреализма обуславливается тем, что изначально и по сей день, сюрреализм отличается высокой значимостью для развития культуры общества. Сюрреализм, как направление искусства, с самого своего зарождения был очень интересен. Причиной этому стала тематика, к которой обращаются сюрреалисты. Они обращаются к вопросам, остающихся актуальными для людей и всех сфер исследований.
На нынешнем этапе развития проблема методологии и философии этого течения изучена не досконально. Исследование такого направления можно найти в работах: Лесли, Пикона, Швинглхурста, Шенье-Жадрона, Гибсона и т.д.
Цель исследования – это систематизация и обобщение данных, связанных с методологией и философией сюрреализма.
Краткая история
Зарождение сюрреализма произошло еще на заре 1920-х годов в недрах дадаизма в Париже. Он унаследовал от него антиобщественный пафос, а также стремление к свержению всех эстетических идеалов классицизма.
Теоретики связывают с сюрреализмом надежду на создание новой художественной реальности, которая будет более реальной, чем наш мир. Сюрреалисты не собирались создавать новое течение. Перед ними стояла более глобальная задача: осуществить революцию в сознании и расширить свое влияние на все типы творчества и мышления.
В их стремлении свергнуть устои классики сюрреалисты не были скованы ни в поступках, ни в выражениях. Главным их оружием стал скандал и эпатаж. Но не это принесло им славу. Зарождения сюрреализма в качестве литературного движения сразу же привлекло к себе немало художников с разными эстетическими устремлениями.
При этом в искусстве сюрреализма творческая индивидуальность и художественная манера не подвергалась корректировке или нажиму. В разное время к этому движению примыкали различные художники: Дали, Беллмер, Арп, Браунер, Домингез, Массон, Магритт, а также художники 20-го века: Дюшан, де Кирико, Кандинский, Пикабиа, Клее, Пикассо и Шагал.
Отношение к творчеству
Отношение сюрреалистов к своему творчеству выражают такие положения:
- Каждый человек – это творец;
- Только иррациональное заслуживает доверия;
- Произведения искусства нужно создавать спросонья, пока ум еще не отягощен реалиями;
- Лучшие картины получаются у детей, душевнобольных, медиумов.
Сюрреализм является искусством высшей реальности. Он являлся прекрасным выразителем внутренних противоречий и разлада в душе человечества. Данное движение поддерживали многие известные художники, которые внесли существенный вклад в мировое искусство.